Это очень специфическая форма бытия, практически незаметная восприятию человека, ибо даже самые яркие её проявления легко списать на простую случайность, однако по сути распространённая в мире так же широко и многообразно, как, например, жизнь. И её возможности настолько же обширны, поэтому Альянс уже долгое время учится использовать природные или рукотворные энценизмы едва ли не во всех своих делах, от гражданского быта до передовых научных изысканий. Впрочем, до недавних пор этими разработками занимались главным образом лишь единичные высокоранговые общества или вообще независимые мастера особых искусств, а остальным доставались только отдельные перспективные результаты их трудов. Кроме того, хотя такие конструкции встраиваются в инфраструктуру всех городов, их почти невозможно разглядеть, если не знать, куда именно смотреть. Но времена меняются, и сейчас о существовании энции рассказывают всем.
Философы до сих пор не пришли к единому мнению, считать ли эничные силы судьбой или же, напротив, тем, что ей противостоит. С одной стороны, естественный фон причинно-следственных связей уже ведёт события по чётко предсказуемым траекториям, а энция вносит в него собственные поправки, сильнее чего бы то ни было напоминающие концепцию свободной воли. Но при этом нееничные вещи не полностью детерминированы и легко допускают множество случайных отклонений, пусть даже ведущих к тем же последствиям, а энция очень жёстко движет мир по своему усмотрению, как, собственно, предопределённая участь, что весьма серьёзно ограничивает сферы её применимости.
Сейчас энциология имеет статус одного из разделов онтоистории и не претендует на звание самостоятельной большой науки. Хотя даже без таких чисто формальных условий она вряд ли смогла бы отделиться от неё, поскольку почти целиком опирается на те же самые методики, в том числе общие технологии, и решает идентичные задачи, просто действует более прямолинейно, инженерно. Главными её инструментами являются некоторые связанные сверхсилы и их машинные аналоги, реже удаётся подчинить автономный энценизм или хотя бы скопировать ядерные структуры такового, иногда даже получается внести туда свои программы, однако это пока ещё лишь самое начало долгой дороги.
Первоочередной задачей тут является, само собою, наблюдение за такими системами, с чем отлично справляются обычные датчики. Также очень часто приходится задействовать специальные мегалоскопы и другие вспомогательные средства. Затем вся тщательнейше собранная ими информация множество раз пропускается через метаэдрические вычислительные массивы, которые позволяют обнаружить присутствие подобных воздействий и выяснить хотя бы основные свойства их источника. И делать всё это приходится лишь по косвенным следам, ведь энция представляет собой не отдельный объект, который можно увидеть напрямую, а абстрактное свойство системы, часто распределённой.
Современные достижения альянских наук также позволяют обенцествлять, наделять подобными свойствами, простые вещи, но проделывать это напрямую пока что удаётся только с достаточно сложными каузальными сетями как минимум географических масштабов. Впрочем, уже известны работоспособные методики, когда весь потенциал эвритения, то есть как бы рождения энценизма, фокусируется на одном объекте вроде человека, хотя их результаты далеко не всегда оказываются успешными, и даже начавшаяся энция нередко заканчивается в течение недели или ещё быстрее. Гораздо надёжнее в этом плане себя проявляет продвинутое андивионство, с которого и копируются такие техники.
У готовых энценизмов может быть невероятно много возможностей, но их потенциал пока лишь начинают раскрывать. Сейчас это в основном просто аналоги генераторов событий для стимулирования или избегания определённых ситуаций. Они делятся на внешние, действующие как автономные природные законы для указанной системы, и внутренние, происходящие из конкретного источника, вроде особой машины. И оба класса имеют одно весомое преимущество перед фортунологией традиционного вида - та влияет только на определённое место или объект, к которому прицеплена отдельная программа, а энценизмы работают через абстрактные каузальные связи, из которых так просто не выбраться.
Кроме создания квазислучайных совпадений, они также умеют имитировать ортакторские сверхспособности, тонко манипулируя указанными ситуационными цепями без активации других, или нордствование простейших форм, ограниченно меняя саму механику данных связей, хотя подобные системы пока существуют только на уровне надёжных прототипов. Как правило, это именно отдельные артефакты или аномальные способности подопытного персонала, однако на высокоранговых испытательных полигонах, а также визионистических площадках, они порой бывают выполнены в виде нематериальных сил, вроде герросхем или даже их аналогов для глубинных ярусов мироздания, но гораздо реже.
Не менее важны, конечно же, и разнообразные средства защиты от таких феноменов. Прежде всего, энтали, странные совпадения, которые возникают внутри или вокруг энценизма как часть процессов его функционирования, можно нарушить или перенаправить в иную ситуацию с помощью точно выверенных помех. Чаще всего эничная система сопротивляется серьёзным вмешательствам в такие процессы, однако при грамотном рассчёте ей будет достаточно лёгкого толчка, сделанного при помощи несложной машины или просто особой последовательности решений. А подпрограммы на основе ключевых теорем хаософии позволяют сделать это так, чтобы именно отвести энценизм, но не сломать.
К более серьёзным способам обороны относятся дезингенионные технологии и даже настоящее боевое оружие для частичного или полного подавления таких систем. Самыми радикальными из них являются лучи эристи, общее название различных генераторов хаоса, специально предназначенных именно для ликвидации подобных сверхструктурированных цепей каузальности, низведения до пассивного фона. Хотя их применение строго ограничено самыми экстремальными ситуациями, когда иного выхода нет, поскольку энция нередко представляет такую же ценность, как, к примеру, одушевлённость, они продолжают развиваться на случай столкновения с её чрезмерно опасными вариациями.
Тем не менее, высшей целью этой науки, её философским камнем, является ровно противоположная идея, обезерисчивание, своеобразный аналог обессмерчивания энценизма. Для этого в него предполагается внедрить специальный комплекс каузальных структур, который станет упорядочивать всю подобную систему изнутри, делая её абсолютно независимой от наличия внешних событий как таковых, или даже даруя неуязвимость. Хотя вполне вероятно, что такая система уже больше не сможет взаимодействовать с остальной реальностью или приобретёт иные проблемы функционирования, и вообще это выглядит крайне рискованным делом. Но сейчас это даже не теория, а абстрактные мечты.
А так основными задачами всё ещё являются управление природной энцией, создание искусственной и улучшение способов их созерцания.