Чтобы нормально и безопасно перемещаться по имплетуде или пользоваться иными аспектами этой части континуума, у Альянса есть целый арсенал крайне специфических устройств - больше структурированных атрибутов вещей, чем материальных механизмов. А так как речь идёт о глубинных ярусах синреальности, все подобные технологии базируются на омнических и индиционных объектах, но некоторые также имеют особый компьютер или иной физический компонент, который позволяет переносить имплетудные вещи в более осязаемые области бытия. Хотя сама организация создала лишь часть таких инструментов, а в основном это достижения союзников или колонизированных миров, альянские инженеры и визионисты всё же смогли серьёзно улучшить многие подобные системы благодаря тому, что у нас лучше развита общая теория.
Прежде всего, в таком деле необходимы особые вычислительные средства, от кау-компьютеров до диадрических цепей и иксем. Чаще всего это не отдельные объекты, а дополнительные когнитивные структуры в разуме самого имплетонавта, своеобразные методики для определения параметров цели и маршрута. Но для многих задач гораздо лучше подходят айтиматериальные микросхемы и иные классические технологии.
А тонкие датчики схожей конструкции предоставляют всю информацию для такого анализа - они улавливают семантические волны вещей, тем самым определяя наиболее вероятные атрибуты локации, в которой находится путешественник, связанных с ней афронтовых полос, принципа их пересечения и ещё многого другого. Чтобы свести искажение имплетуды к минимуму, почти все они работают только в пассивном режиме.
Также существует специальная сеть детекторов адхураганов и других природных катастроф - заякоренные маяки вроде описанных в третьем основном разделе этой статьи. Она тянется как вширь, по импликатам, так и вглубь компликаты, многие её части были независимо построены тысячи или даже миллионы лет назад, ряд союзных межмировых организаций продолжает расширять данную систему, а Альянс помогает им.
В нотакомпас нужно ввести все параметры семантической волны, идущей от ориентира, вручную или из автоматического датчика, и он будет указывать относительное направление на данную цель. Но он не показывает саму дорогу к ней, и если выбрать слишком далёкую ключевую точку, можно долго блуждать по лабиринтам имплетуды, хотя в путешествиях на малые дистанции достаточно всего одного такого устройства.
От них имплетометр отличается тем, что просматривает афронтовую полосу, не выходя из связанной локации. Он позволяет сразу увидеть все её ориентиры, афронтоблоки, ответвления пути и другие вещи, однако, будучи активным сканером, оказывает влияние на саму структуру этих областей, поэтому в некоторых случаях даёт заведомо неверную информацию, а компенсаторы такого эффекта пока далеки от совершенства.
Набор динамических карт особенно сильно упрощает навигацию в имплетуде. Каждая из них показывает типичную конструкцию афронтовых полос при определённом расположении локаций на малой территории, и наоборот, по семантике подобной дороги помогает понять координаты связанных с нею мест. А если соединить сразу много таких фрагментов, выйдет модульная мозаика для моделирования огромных просторов.
Вершиной таких технологий является имплетоскоп, на экране которого развёрнута роза волн - калейдоскопическая карта со всем, что только можно узнать, от природных явлений до описания самих имплетонавтов. Различные модификации этих машин широко применяются вольной разведкой, опытными диверсантами, Стратегами и сотрудниками высокоранговых баз, однако простым жителям они практически недоступны.
Наконец, чрезвычайно важно помнить, что, хотя метаэдроника близка к координатной системе имплетуды, использовать её там - очень плохая идея. Она неизбежно устанавливает новые взаимоотношения между локациями, деформирует все маршруты и в перспективе может привести к коллапсу окружающей реальности. Тем не менее, в некоторых специфических ситуациях эта технология допустима, а иногда и необходима.
Самым базовым вариантом имплетологического двигателя является парус. Это аналог рунотонного контура переменной конфигурации - проще говоря, он резонирует с волнами смыслов, и те несут его вдаль, а если подкрутить параметры, система будет двигаться с иной скоростью или зацепится за соседний поток. Таким образом можно перемещаться практически куда и как угодно, особенно если освоить движение галсами.
Более продвинутый механизм, имплетор, представляет собой не только мотор, но универсальный конфигуратор имплетудных объектов - набор генераторов идей порождает мощные семантические волны с заданными атрибутами, которые вклиниваются в окружающую среду, изменяют её смыслы и, среди прочего, вписывают туда особые элементы, вынуждающие саму локацию выталкивать путешественника, куда он укажет.
На основе этого механизма были разработаны десятки специализированных систем, но детонатор заслуживает отдельного упоминания - когда имплетонавт встречает на афронтовой полосе препятствие определённого типа, будь то афронтоблок или тяжёлая ситуация, данное устройство автоматически срабатывает и нейтрализует проблему. Некоторые варианты подобного орудия даже могут навсегда устранить сам её источник.
Есть и другой вариант перемещения в недра имплетуды, тализатор - довольно громоздкая система для проведения особых техномагических ритуалов, которые отсекают от объекта часть признаков и таким образом сдвигают его вдаль по компликате. Однако без поддержки извне это может стать дорогой в один конец, или же перемещённый вернётся не таким, ибо достроит все свои недостающие черты случайным образом.
Прямо противоположное делает Кольцо Истины, венец современной имплетотехники, аксиматическая установка невероятной сложности. Она притягивает имплетудную локацию к нулевой точке координат, как магнит, и добавляет ей все недостающие признаки, чтобы та стала истинно предметной. Эта машина умеет совершать тысячи самых разных операций, от воссоздания утраченных вещей до строительства тайных улиц.
К основной вспомогательной экипировке относится, прежде всего, ускоритель. Он сокращает время движения по афронтовой полосе, то есть чтобы путешествие заняло не условные годы, а лишь несколько секунд. Но это касается только дороги между ключевыми точками, а против событий внутри самих ориентиров, которые замедляют имплетонавта, вроде его попадания в тюрьму, такой инструмент практически бессилен.
С такими ситуациями справляется уже афронтомат - система для модификации афронтовых полос. Причём этот инструмент позволяет выбрать не только то, какие ситуации или ориентиры будут на дороге, но также куда и откуда по ней удастся пройти. Но обычно с его помощью только сокращают сложные маршруты, стараясь как можно меньше искажать структуру имплетуды, ибо последствия аукнутся по всему континууму.
Для максимально удобного и быстрого перемещения через имплетуду была построена Иммагистраль, широкая сеть дорог, которая проходит не только в глубинных ярусах синреальности, где есть данная часть континуума, но также имеет чисто физические станции. Кроме того, уже давно ведётся разработка нового типа векторного программирования на основе подобных систем, хотя даже его теория до сих пор не готова.
Среди вспомогательных устройств, которые не обязательны, но заметно облегчают жизнь имплетонавта, важнее всего защитная система, как бы семантическая оболочка, основанная на общем механизме резонанса с атрибутами окружающей среды. Есть даже корабли в виде такой брони с прикрученным парусом или мотором, а кроме того, они позволяют путешествовать компанией, не вызывая эффект дополнительности.
Очень широко применяется и такое устройство, как нотандус - своего рода буй, к которому можно цеплять дополнительные механизмы вроде датчиков или передатчиков разного рода. Он не вызывает овеществления локаций, позволяя разглядывать естественный облик имплетудного метапространства, что весьма облегчает навигацию, а также способен дрейфовать по смысловым течениям и отслеживать блуждающие зоны.
Также на него можно установить и генераторы более мощных импульсов, которые смогут менять мир вокруг. Сфера применения таких систем крайне разнообразна - это могут быть корректоры локаций и афронтовых полос, автоматические или дистанционно управляемые мины, всякие мышеловки, стабилизаторы территорий, барьеры… Словом, хватило бы фантазии да возможностей современной субалфизической инженерии.
Специальный вариант этого аппарата, известный как ноталокус или просто якорь-исполнитель, устанавливается прямо на природный ориентир и взаимодействует с ним одновременно из нескольких точек, тем самым вызывая срабатывание принципа дополнительности. В результате на афронтовой полосе держится новая локация, которую можно использовать как дополнительную опору при навигации или перевалочный пункт.
Если же многократно усилить простой информационный сигнал, получится полноценный маяк. Он непрерывно посылает вдаль семантические волны с изображением себя на условном горизонте и, часто, картами ближайшей зоны, причём его облик зависит от того, откуда смотреть. Из области в виде моря он покажется, например, башней, среди небес станет путеводной звездой, а где-то даже чистой абстрактной концепцией.
На основе подобных устройств, от кораблей до искусственных ориентиров, был также создан специальный маленький беспилотник наподобие волшебного клубочка - он сам вычисляет свой маршрут, и путешественнику остаётся лишь следовать за ним, не напрягая ум. Кроме того, при угрозе, или если надо сделать тяжёлый выбор, он примет основной удар на себя. Но, используя его, куда сложнее следить за самой дорогой.
Помимо систем на такой основе, есть ещё Зеркало Истины, сложнейший кау-инструмент, и его менее эффективные аналоги, в том числе для индициона. Они хитрым образом отображают в себе объект со всеми атрибутами, и если оригинал был разрушен или по иной причине утратил часть признаков, например для попадания внутрь имплетуды, их можно легко восстановить из данной записи, снова сделав его предметным.
И, конечно же, здесь тоже существуют маскировочные приспособления самого разного вида, от материальных механизмов до конструкций из взаимодействующих смыслов. Природа этой части континуума такова, что надёжный пассивный камуфляж тут заведомо невозможен, однако всегда остаётся возможность зашифровать свою сигнатуру, прикинуться другим объектом или заполнить восприятие наблюдателей помехами.
В принципе, этого набора вполне достаточно для всех альянских работ с имплетудой, от исследования до эксплуатации её свойств. Однако в гипотетическом будущем могут появиться совершенно новые, неизвестные доселе потребности такого рода - а кроме того, всё это множество специализированных систем, или хотя бы основная их часть, однажды наверняка станет одним универсальным инструментом. По сути, почти вся имплетотехника основана на общем принципе - как организовать вещи и ситуации для создания нужного узора. Это нечто среднее между точной инженерной наукой и проведением абстрактного ритуала - например, деталью механизма может быть определённая искренняя эмоция или необходимость закопать особую куклу на перекрёстке пяти дорог в ночь полнолуния. Требуется только понять, что именно нужно сделать.